Мегаполисам нужна «скорая» на мотоциклах

600На протяжении всего 2013 года чиновники Минздрава уверяли, что норматив прибытия бригад скорой помощи на место за 10 минут после поступления вызова, выполняется в Украине примерно в 90% случаев. В частности, главный врач скорой помощи Киева Анатолий Вершигора неоднократно заявлял, что в городах норматив выполняют на 86-88%, вне города — бригады «скорой» укладываются в двадцатиминутный срок в 90% случаев.

Однако, опрос АЖИ среди врачей скорой помощи показал, что такая статистика далека от истины. Так, только 20% врачей «скорой» подтвердили, что укладываются за установленное время. Остальные же скрывают реальное время приезда. «Часто на подъезде к месту вызова, диспетчеру сообщают что приехали, а потом ищут нужный дом, парадное, ждут, пока кто-то откроет дверь ключом от домофона. Таким образом, по факту приехали вовремя, а на самом деле время еще идет», — рассказал работающий на «скорой» киевский врач.

В развитых странах мира применяются другие альтернативе автомобилям скорой помощи, позволяющие добраться до пациента максимально быстро. Одна из наиболее популярных в крупных городах – это «скорая» на мотоциклах. Подобные мотобригады существуют в США, Японии, Австралии, Болгарии, Израиле.

Использование мотоцикла в службе экстренной медицинской помощи имеет ряд преимуществ. Первое и самое главное – прибытие на место за 3-4 минуты. Габариты мотоцикла позволяют быстро преодолевать пробки. К слову, проблемными местами в Киеве врачи называют набережную на Оболони, Московский мост и центр города, где чаще всего приходится стоять в пробках и бригада никак не укладывается в положенных 10 минут. Подобная проблема есть во всех крупных городах Украины.

Отличие мотоцикла от обычной «скорой», это то, что нельзя госпитализировать пациента. Но специализация «скорых» на мотоциклах может быть очень широкой. Врач на мотоцикле может выполнять функции «разведчика» — при массовых ДТП или при массовых травмах, приехать на место происшествия и узнать сколько человек ранено и какое количество бригад нужно вызвать дополнительно. Ведь, в основном, первая бригада, прибывшая на массовое происшествие, если изначально не было ясно сколько человек нуждаются в помощи, может только рассортировать пострадавших и ожидать дополнительные бригады.

Случаи при опасном для жизни кровотечении, ножевом или огнестрельном ранении, инфаркте, инсульте — также требуют быстрейшего прибытия врача к пациенту. Основная задача врачей-мотоциклистов – не госпитализация пациента, а стабилизировать его состояние до прибытия автомобильной бригады.

Кроме того мотоцикл может выезжать на «домашние» вызовы. Что в разы упрощает работу службу экстренной медицинской помощи, поскольку процент госпитализации намного меньше, чем лечение на дому. Для таких вызовов не нужно чтобы ехала бригада в составе 4х человек, а достаточно одного врача.

Врач из «Службы спасения и спецподготовки» Ярослав Вус опробовал работу мотоцикла «скорой» помощи на практике. «В 2012 году я купил мотоцикл, переделал под санитарный транспорт, насколько это было возможно. Есть аптечка, в которой те медикаменты, что смог купить: шприцы, капельницы, шейные воротники, шины. На мотоцикле также есть надпись «скорая помощь» и проблесковые маячки. Наша служба сотрудничает с ГАИ, мы можем прослушивать их эфир и выезжать на место аварии», — рассказывает Ярослав Вус.

Он утверждает, что по Киеву можно за 3-5 минут доехать с подстанции до места вызова: «Для города подойдут самые простые мотоциклы хотя бы за 20 тыс. грн., они не очень мощные, а значит — не тяжелые. Это удобно потому, что к весу добавится еще необходимое медицинское оборудование. Мотоцикл скорой медицинской помощи может быть укомплектован всем тем же, что и обыкновенная «скорая»: дефибриллятор, кардиограф, баллон и реанимационный набор с кислородом».

Большим преимуществом использования мотоцикла является еще и то, что он дешевый в обслуживании и экономично выгодный. Однако такой вид санитарного транспорта можно использовать только при теплой погоде (с начала марта до конца ноября). Чтобы обезопасить врача должны быть мотоциклетные костюмы и обязательно шлемы. Многие считают, что за рулём мотоцикла скорой помощи должен быть врач, а не фельдшер, поскольку он не справится с работой, которую нужно делать одному. В Европе, прежде чем сесть за управление мотоцикла, нужно пройти два экзамена. Первый на вождение, а второй экзамен определяет, как человек справляется со всеми задачами в одиночку.

В Украине закупка мотоциклов для экстренной медицинской помощи на 2014 год не предусмотрена. Представители власти еще ни разу не заявляли о подобных намерениях и в будущем. Украинцам остается надеяться или на волонтеров или на быстрый приезд автомобильных бригад. Последнее, к сожалению, удается не всегда: пару дней назад на станции столичного метрополитена бригаду скорой ждали больше 20 минут. Пострадавший скончался.