Минздрав готов отказаться от обновления автопарка «скорых»

Министр здравоохранения Украины Олег Мусий заявил, о том, что запланированная закупка автомобилей экстренной медицинской помощи на 2014 год находится сейчас под вопросом. По его словам, еще год с этим можно подождать: «Мы готовы к тому, чтобы сократить финансирование некоторых программ, уменьшение расходов на которые не несет непосредственной угрозы здоровью людей».

Член депутатской фракции «Батькивщина» Анатолий Дырив объясняет эту инициативу, что выиграют в тендере те же компании, что и в прошлом году. «Нет смысла сейчас объявлять новые торги, поскольку в тендере на покупку «скорых» будут принимать участия те же компании, что и прошлый раз. К ним и ко всей процедуре закупки осталось очень много вопросов. Сейчас ведут разбирательства по прошлогоднему тендеру», — сказал Анатолий Дырив.

Однако председатель Комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения Татьяна Бахтеева считает, что новое руководство Минздрава не должно останавливать процесс закупки автомобилей скорой помощи. «В Украине сфера медицины все годы финансируется по остаточному принципу. Ежегодная потребность в замене автопарка составляет 3-4 тыс. автомобилей. Сейчас все они изношены и устаревшие, некоторые эксплуатируют более 18-25 лет. Из-за полного несоответствия требованиям ДСТУ в «скорых» невозможно проводить реанимацию. Существует статистика: три человека из 10 умирает в машине», — заявила Татьяна Бахтеева.

Для того чтобы обеспечить полностью население Украины бригадами «скорой» нужно более чем 4 500 тыс. автомобилей. Сегодня их число даже не доходит до 3 500 тыс. В Украине 761 единица транспорта нуждается в капитальном ремонте, а 769 машин должны быть списаны. Примечательно, что 673 автомобиля ГАЗ и 1340 автомобилей УАЗ вообще не соответствуют нормам Национального стандарта ни по внешним параметрам, ни по комплектации салона.

Депутат столичного горсовета от Партии регионов Владимир Филиппов уверен, что поскольку деньги из бюджета уже выделены, процедуру покупку автомобилей должны осуществить. «Вопрос к новой власти, куда уйдут уже выделенные ранние деньги из бюджета? Сейчас только март месяц, хватит рассказывать, что всю казну разграбили и вину перекладывать на революцию», — считает господин Филиппов.

Как известно, в Украине существует стандарт: одна машина на 10 тыс. человек. Но во многих городах этот стандарт и близко не выдерживается. По словам одного из руководителей Солидарного профсоюза скорой и неотложной медицинской помощи Виталия Белоуса, в Харькове катастрофически не хватает «скорых»: «Ежедневно у нас работает всего 75 автомобилей и это с расчетом на то, что неофициально в городе проживает не менее 3 млн. человек».

В других городах также считают, что нельзя останавливать процесс обновления автопарка «скорых». «В прошлом году в Виннице началась реформа здравоохранения, как пилотного проекта. Были созданы первые пункты скорой медицинской помощи и делались первые шаги. Эту систему стоит продолжать иначе вся запланированная реформа рухнет», — считает Глава общественной организации «Винницкая ассоциация медиков».

Напомним, что Бюджетом Украины на 2014 год предусмотрено 625 млн. грн. на закупку машин скорой медицинской помощи (что на 40% меньше чем ожидалось). В ведомстве планировали обновить изношенный автопарк за 3 года. В 2013 году Минздрав закупил 1423 машины скорой помощи на сумму 922 млн. грн. В области Украины будет поставлено 207 автомобилей класса А2 (103 на базе ГАЗ Business и 104 Peugeot Boxer), 1068 – класса В (на базе Peugeot Boxer) и 148 автомобилей класса С (143 на базе Peugeot Boxer и 5 на базе Renault Master).